Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, - Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! Киплинг
К.Г. Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу, названную им аналитической психологией. Как отдельное направление, она берет свое начало в 1912 году, после публикации юнговской книги «Метаморфозы и символы либидо», которая привела к окончательному разрыву Юнга с Фрейдом. Предлагая всеобъемлющую модель человеческой психики, аналитическая психология включает в себя психотерапевтический подход для улучшения психического здоровья и содействия созреванию личности, а также теоретическую базу знаний с широким применением к социальным и культурным проблемам.
Юнг считал, что психология, должна иметь дело с продуктами бессознательной фантазии, включая мифологические мотивы, служащие заявлениями психики о себе. Согласно Юнгу, мифы не представляли, а скорее, были психической жизнью первобытных. Когда такие мотивы неожиданно обнаруживаются в ходе анализа, они передают жизненный смысл. Предпосылки мифообразования должны быть представлены в структуре самой психике. Именно здесь Юнг предположил существование коллективного бессознательного или хранилища архетипических структур, опыта. Мифы представляют собой истории архетипических столкновений. Так же, как волшебная сказка аналогична работе личного комплекса, миф оказывается метафорой для действий архетипа как такового.
"Подобно своим предшественникам, современный человек продолжает оставаться мифотворцем, он вновь и вновь разыгрывает драмы тысячелетней давности, основанные на архетипических темах, и благодаря своей способности к осознанию может освободиться от их принудительных объятий."
Юнг писал, что религия есть врожденная инстинктивная установка в человеке. Утверждая психологическую точку зрения, Юнг стремился прояснить, что под религией он понимает не свод законов, заповедей, вероучение или догму. "Бог есть тайна, и все, что мы говорим о нем, говорится и веруется людьми. Мы создаем образы и идеи, но когда я говорю о Боге, я всегда имею в виду образ, который из него сделал человек. Но никто не знает, каков и как выглядит этот образ и может ли он быть Богом". Психологическим носителем Бого-образа в человеке Юнг считал Самость. Он полагал, что она действует в роли руководящего принципа личности, отражающего потенциальную целостность индивида, побуждая жизнь к большей состязательности и подтверждению смысла.
Важным понятием юнговской концепции является представление о "психической реальности". Для самого Юнга психическое было единственной "очевидностью", как он говорил, "высочайшей действительностью".
В своей работе "Реальное и сюрреальное". Он сравнивает восточный тип мышления и западный. Согласно западному взгляду, все, что "реально", так или иначе постигается органами чувств. Ограничительное толкование реальности, сведение ее к материальности хотя и кажется понятным, но представляет лишь фрагмент реальности как целого. Такая узкая позиция чужда восточному взгляду на мир, который абсолютно все относит к реальности. Поэтому Восток в отличие от Запада не нуждается в определениях типа "сверхреальность" или "экстрасенсорика" по отношению к психическому. Раньше западный человек рассматривал психическое лишь как "вторичную" реальность, полученную в результате действия соответствующих физических начал. Показательным примером данного отношения можно считать простодушный материализм немецких философов Фохт и Молешотт, декларировавший, что "мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь - к печени". Юнг считал, что Запад начинает осознавать свою ошибку и понимать, что мир, в котором он живет, представлен психическими образами. Восток оказался мудрее - таково мнение Юнга, - поскольку он находил, что сущность всех вещей зиждется на психике. Между неведомыми эссенциями духа и материей заключена реальность психического. Психическая реальность в этом смысле призвана быть единственной реальностью, переживаемой нами. Поэтому Юнг считал исследование психического наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот "решающий фактор" сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой: "мир висит на тонкой нити, и эта нить - психика человека".
Собственно, сам процесс юнгианского анализа
Взгляды Юнга на развитие личности обычно содержат в себе синтез врожденных структурных факторов (архетипов) с обстоятельствами, в которых оказывается индивид.
Цель личностного развития – индивидуация как динамический процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Где есть задачи личности.
В первой половине жизни: отделение от матери, формирование сильного Эго, отказ от статуса младенца и дитя, обретение ощущения своей взрослости: достижение статуса (брак, профессия), роль родителя.
Вторая половина жизни является смещением акцента с межличностного или внешнего направления на осознанное взаимодействие с внутрипсихическими процессами. Вместо зависимости от Эго – отношения с Самостью, вместо внешнего успеха – поиск смысла и духовных ценностей (Франклу и Маслоу привет), выстраивание отношений к приближению смерти.
Между первой и второй половиной жизни стоит кризис середины жизни – психологический переход в середине жизни, проблемный период, как неудачная адаптация к требованиям второй половины жизни. Как правило именно в кризисные этапы жизни, человек приходит к анализу. Отмечу, что это не только кризис середины жизни, это отношения как со внешнем, так и с внутреннем.
Итак, что такое анализ?
Анализ – это совместное блуждание в темноте, где тусклый свет знаний и опыта аналитика позволяют ориентироваться. Цель анализа – трансформация, взаимное обогащение. В процессе анализанд переживает состояния регрессии, адаптации и индивидуации в терапевтическом процессе.
Юнг утверждал, что развитие пациента тесно связано с развитием аналитика, и аналитик должен быть эмоционально вовлечен в происходящее. Если аналитик не ощущает, что анализ оказывает воздействие на него как на личность, тогда из такого анализа ничего не получится. На аналитика должно влиять то, что происходит. Позиция аналитика должна придерживаться «серединной позиции», диалектического метода, тогда происходит взросление в отношениях.
Юнг выделял этапы анализа:
1. Исповедь или катарсис – рассказ пациента о том, что он считает достойным внимания в его истории и разговор о его проблемах, так, как он их видит.
2. Разъяснение. Юнг приравнивал данный этап к интерпретативному методу Фрейда и в особенности связывал его с разработкой отношений переноса, предполагающих редуктивное объяснение. Но Юнг видел ограниченность того, что может быть достигнуто с помощью разъяснения, которое само по себе не дает глубоких перемен.
3. Воспитание. Предполагает распространение понимания, достигнутого при разъяснении на социальную и поведенческую области. Но даже после этапа разъяснения пациент по-прежнему нуждается в том, чтобы его «вытягивали» к другим путям.
4. Трансформация. Именно на этом этапе Юнг придает решающее значение аналитику. Второй и третий этапы соотносятся, соответственно, с нормальностью и с социальной адаптацией. Перемены, которые могут произойти на данном этапе, - это перемены, ведущие к тому, что человек становится самим собой, а не нормальным или адаптированным, следовательно, это этап анализа, наиболее связанный с индивидуацией.
Что происходит в анализе? Регрессия, адаптация и индивидуация в терапевтическом процессе.
Первый процесс это регрессия - возвратное движение либидо к более раннему способу адаптации, часто сопровождаемому инфантильными фантазиями и желаниями.
«Регрессия, со своей стороны, выступает как адаптация к условиям внутреннего мира, вытекающая из жизненной потребности удовлетворять требованиям индивидуации. Человек — не машина в том смысле, чтобы постоянно поддерживать тот же самый рабочий выход. Он в состоянии обеспечивать идеальным образом требования внешней необходимости только тогда, когда он также приспособлен и к своему внутреннему миру, т. е. если он пребывает в согласии с самим собой. Соответственно, он может приспособиться к своему внутреннему миру и достичь гармонии с самим собой лишь тогда, когда он адаптирован к условиям окружающей среды»Юнг.
Адаптация состоит из двух процессов:
1. Адаптация к внешним условиям.
2. Адаптация к внутренним условиям.
Под внешними условиями имеются в виду не только условия окружающего мира, но также и сознательные суждения, которые сформировал человек относительно объективных явлений.
Под внутренними условиями имеются в виду те факты или данные, которые сами по себе воздействуют на внутреннее восприятие бессознательного вне зависимости от сознательного суждения, а порой даже и вопреки ему.
Адаптация к внутренним условиям может, таким образом, быть адаптацией к бессознательному.
Если внести сюда архетипической контекст, то это будет звучать так:
Сначала задача адаптации к социуму, Эго работает как фильтр: приемлемые содержания формируют Персону, неприемлемые — уходят в Тень;
Затем — собственно индивидуация по Юнгу (не включал в это понятие задачи первой половины жизни): поиск внутреннего смысла и центра, интеграция Тени, затем Анимы/Анимуса, и наконец раскрытие Самости.
При неврозе (здесь может быть любой негативный опыт повлиявший на личность) адаптационный процесс нарушается, скорее можно было бы сказать, что невроз сам по себе является нарушением или снижением темпа процесса адаптации, который принимает две основные формы:
1. Нарушение приспособления к внешним условиям. 2. Нарушение приспособления к внутренним условиям.
Равным образом приспособление к внутренним условиям может быть нарушено двумя путями:
1) исключительной адаптацией к внешней стороне; 2) игнорированием внешней стороны за счет приспособления к внутренней.
Также, человек адаптируется и в анализе. Адаптация в анализе – отдельный вопрос. Опыт показывает, что во время анализа, исключая особые обстоятельства, главным остается сам процесс анализа.
Главным достижением здесь выступает приспособление к аналитическому процессу, для анализанда этот процесс представлен личностью аналитика, а для аналитика – «аналитической идеей». В любом случае целью является поддержание доверия: тот, кто начинает с бессознательного недоверия к окружающим, ищет прежде всего уверенности в личности аналитика; другой же – аналитик, чьим главным желанием является обладание верным и надежным способом мышления, – ищет прежде всего то что помогает ему понять основные идеи. В процессе аналитической работы аналитик должен ухватить понимание этой идеи, в то время как пациент должен научиться доверять личности аналитика.
Когда приспособление в той или иной степени состоялось, то в практическом отношении анализ свою миссию выполнил, поскольку предполагается, что достижение личного равновесия является существенной целью и требованием этого анализа. И здесь вряд ли можно что-то возразить.
В процессе анализа запускается процесс индивидуации
Индивидуация – это динамический процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Это выстраивание оси Эго-Самость. Укоренение ощущения своей связи с организующим психическим центром. С помощью Эго ценностные тенденции Самости, благоприятствующие жизни на большей глубине и с более высоким уровнем интеграции, становятся доступными человеку, Самости необходимо присутствие во внешнем мире.
Индивидуация и естественный, органичный процесс. В ней раскрываются наша сокровенная природа и главный путь каждого из нас. Как писал Юнг, «это то, что дерево делает деревом». Подобно любому естественному процессу, индивидуация может чем-то блокироваться или ей могут мешать. Так и дерево может вырасти чахлым в неблагоприятной среде.
Психологический механизм, благодаря которому существует индивидуация, неважно, говорим мы о первой или о второй половине жизни, Юнг назвал компенсацией. Основополагающее отношение между сознанием и бессознательным – это отношение компенсации.
Индивидуация уводит человека из сферы личной подчиненности и соответственно от коллективности. Юнг писал, это и есть та вина, которую идущий по пути индивидуации испытывает перед миром, это и есть та вина, которую он должен постараться искупить. Он должен предложить вместо себя выкуп, т. е. он должен принести те ценности, которые будут его эквивалентной заменой в коллективной личностной сфере. Без производства таких ценностей окончательная индивидуация оказывается неморальной и, более того, самоубийственной. Человек, не способный самостоятельно производить ценности, должен сознательно пожертвовать собой духу коллективной подчиненности. Следовательно, индивидуация возможна лишь до тех пор, пока производятся соответствующие ценности. Индивидуация является эксклюзивной адаптацией к внешней реальности и соответственно представляется в качестве «мистического» процесса.
Процесс индивидуации проходит в этапах: развитие Эго, создание Персоны, интеграция Тени и Анимы /Анимуса.
Бессознательность. Человек полностью впечатан в программы семейной и родовой системы. Он - дитя великих родителей, не критично воспринимающий всё, что они исповедуют.
Раскрытие персоны. В общем то же самое, но в качестве "родителей" выступает весь социум. Человек полностью отождествлен со своей социальной маской - рабочий, начальник, родитель, учитель.
Эго. Человек отождествлен с совокупностью идей, ценностей, убеждений, которые считает собой, и которые в чем-то тождественны, в чем-то противоречат миру. На этом уровне начинает проклёвываться индивидуальность, однако проблема в том, что индивид полностью вытесняет свою противоположность.
Тень. Или интеграция Тени. Тень, как автономный комплекс психики, формируется где-то в возрасте 4 лет, когда ребенок, сделав что-то запретное, говорит о себе в третьем лице. Интеграция тени - это уровень, когда человек осознает, что теневые качества находятся в его психике, и могут быть отчасти интегрированы. Этот уровень часто сопряжен с серьезным кризисом, поскольку человек понимает, что его Эго - лишь малая часть психики, и начинает видеть, как то, что он больше всего ненавидел, бессознательно работает в нем. Когда человек интегрирует определенные качества тени, можно сказать, что уровень тени пройден.
Анима/Анимус. Цель - та самая мистическая андрогинность, когда человек свободно включает в себе то мужские, то женские энергии, а АнимаАнимус становятся "функцией связи с бессознательным". Проводник в коллективное бессознательное.
Мана личность или первая манифестация Самости. Иллюзия всемогущества. Когда сознание реально получает ощущение андрогинности, возникает опасность идентификации с Мана Личностью - колдуном, шаманом, царем. Такое отождествление приводит к инфляции (раздуванию) сознания и последующему падению. Инфляция в переводе означает "раздувание". Процесс психической инфляции - это то состояние, когда эго за счет контакта с трансперсональными единицами, сознательно или бессознательно начинает с ними идентифицироваться, примеряя "доспехи бога". В итоге - сознание лопается, как лягушка из басни.
Ось Эго-Самость. Самость - трансперсональная целостность психики, её истинный центр, богообраз. Самость, в отличии от коллективных представлений о Боге, четверична, и включает в себя дьявола как свою часть. Она - вне света и тьмы, вне добра и зла, Самость суть трансперсональный источник, чистый и священный поток. На седьмом уровне сознание устанавливает осознанную связь с Самостью (через символы, воплощенные в образах – в снах, активном воображении, синхронистических событиях), не рискуя уничтожиться в ней.
До этого - для сознания прямой контакт с Самостью губителен - эго просто исчезает в ней, низводясь до типичных стереотипных реакций сентиментальной религиозности, и смешения архетипа Самости с Архетипами Отца и Матери.
Движемся мы по каждому этапу через принцип циркумамбуляции. Юнг толковал движение по спирали вверх как совершающееся в направлении сознания, а схождение по спирали вниз, как движение в область бессознательного.
Юнг пишет о двух аспектах Самости: с одной стороны, совокупность личности в ее целостности, а с другой – центр целостной личности; и это трудно понять на рациональном уровне. Самость, следовательно, может переживаться одновременно двумя совершенно разыми способами: как целостность, включающая в себя Эго, и как бессознательный центр личности, который, будучи внутренней центральной точкой, взаимодействует с более слабым осознающим Эго или эго-комплексом:
«…если мы будем считать Эго подчиненным или включенным в Самость – центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности…В то же время Эго и Самость неразрывно связаны друг с другом, хотя характер их взаимодействия трудно определить: как бы мы ни хотели определить Самость, она отлична от Я она включает в себя опыт Я и затем его трансцендирует. Так же, как Я – это некоторый мой собственный опыт, так и Самость – это опыт моего Я, прожитый уже более широкой и возвышенной формой Я, воплощенной в форме не-Я»
Юнг описывает взаимосвязь между Эго и Самостью:
«Эго, по определению, подчинено Самости и относится к ней как часть к целому. Однако, как только наша свободная воля обнаруживает свои пределы, то тут же вступает в конфликт с фактами Самости. В самом деле, хорошо известно, что Эго не только бессильно против Самости, но иногда даже ассимилируется бессознательными компонентами личности, пребывающими в процессе развития, и сильно изменяется под их воздействием…»
Задача Самости в том, чтобы удерживать психическую систему в целостном состоянии и сохранять ее в равновесии. Ее целью является единство, и это единство не статическое, а динамическое, как мы увидим в следующей главе об индивидуации. Психическая система объединяется, становясь более сбалансированной, взаимосвязанной и интегрированной. Влияние Самости на психическое как целое отражается в том, как Эго влияет на сознание. Как и Самость, Эго центрирует, упорядочивает, объединяет.
На общечеловеческом уровне это будет звучать так:
Например, человек испытывает потерю энергии, утомляемость, наплывы депрессивных настроений. Он не уверен в себе, считает себя неудачником, слабым человеком, не может найти занятие себе по душе. У него есть ощущение, что что-то сломалось, он пустой внутри, что что-то идет не так в его жизни и требуется помощь. Неудовлетворенность собой нарастает, и он приходит к аналитическому психологу. Вероятно, у него была надежда получить совет и быстро понять, что конкретно следует предпринять. Может так случиться, что аналитик разочарует его тем, что скажет, что анализ, как правило, требует длительного периода времени и регулярных встреч. Любой результат предполагает усилия и необходимое количество проделанной работы. Кроме того, должно быть понятно, что трудно мгновенно изменить то, что складывалось годами. Аналитик может лишь обещать использовать все свои знания и профессиональный опыт, чтобы помочь клиенту разобраться в его ситуации. В начале неопределенность в характере аналитической работы, скорее всего, вызовет у клиента некоторую тревогу и неосознанные страхи. Но вскоре он обнаружит, что после сессии чувствует себя намного лучше. Аналитик демонстрирует желание понять его проблемы, он никогда не осуждает и не критикует, он вежлив и внимателен, и его проницательные комментарии способствуют прояснению запутанной жизненной ситуации. Он вправе делать абсолютно все, что хочет, и говорить все, что приходит в голову. Он обнаружит, что впервые признался себе в вещах, о которых раньше не подозревал, и сумел, перешагнув барьеры, рассказать об эпизодах жизни, о которых ранее никому из посторонних не рассказывал, вспомнить то, что была глубоко запечатано. Изложив свою историю жизни, он почувствует огромное облегчение, словно снял с плеч тяжелый груз. И одновременно проявится много моментов, которые его заинтересуют и озадачат. Он словно снова проживет свою жизнь, по-новому увидев теперь роль в ней других, прежде всего самых близких людей. Возможно, сделанные открытия его несколько опечалят. Но в то же время он сумеет больше дистанцироваться от своего прошлого, начнет видеть его более реалистично. Он будет теперь как бы учиться находить опору внутри себя. Так и выстраивается анализ, от сессий к сессий, все глубже и глубже спускаясь и открывая для себя новые двери.
Каждый раз, погружаясь в мир своих воспоминаний, размышлений, чувств и фантазий, клиент будет ощущать, что на сессии происходит нечто очень важное в его жизни, лично важное, это станет временным пристанищем, где ему хорошо, где он может просто побыть самим собой, не прячась за персону и не пытаясь под кого-то подстраиваться. Он обнаружит, что может позволить себе быть на сессиях глупым, капризным, агрессивным мили слабым и зависимым. Но это поведение не смущает аналитика, он не отвечает агрессивно, как его родители реагировали в детстве, он принимает клиента со всеми его человеческими слабостями, уча его тем самым так же принимать себя, и спокойно помогает разобраться в его чувствах. В моменты любых неприятных переживаний клиент теперь не будет впадать в отчаяние и депрессию, зная, что всегда может обратиться за поддержкой к аналитику - человеку, которому он доверяет. Постепенно у него появится ощущение своего пути в жизни, своей стези, дающее уверенность в своих силах. Его жизнь изменится к лучшему. Все перечисленные этапы описывают развитие символического отношения в терапевтическом процессе.
После чего запускается творческий процесс, люди часто находят себя в творческих профессиях, идя на страх, они идут по пути своей индивидуации, делая то, что считают нужным для себя, доверяя себе и ценя все то, что в них есть. Это можно описать как алхимический процесс.
Работа является трудной и усыпана помехами. Алхимический опус опасен. Вначале вы встречаете дракона, хтонический дух, дьявола, или, как его называли алхимики, «черноту нигредо», и эта встреча приносит страдание. «Материя» страдает до исчезновения черноты; на психологическом языке, душа ищет себя в глубинах меланхолии, запертая в борьбу с тенью. Тайна конъюнкции – центральная мистерия в алхимии, нацелена на синтез противоположностей, ассимиляцию черноты, интеграцию дьявола… Говоря языком алхимиков, материя страдает, пока нигредо не рассеется, когда Аврора (заря) проявится «петушиным хвостом» и новый день прорвется лейкозисом или альбедо. Но в этом «состоянии белого» невозможно жить в истинном смысле этого слова, это абстрактное или идеально состояние. Чтобы оживить его, надо придать ему крови. Должно наступить то, что алхимики называли рубедо, красное. Только полное переживание бытия может трансформировать этот идеальное состояние альбедо в нормальный человеческий режим жизни. Кровь может оживить сияющее состояние сознания, в котором исчезли последние следы черноты, где дьявол больше не ведет автономного существования, а воссоединился с глубинным единством психики. Тогда Великий опус завершается: человеческая душа интегрирована.(Юнг, цитировано по МакГуир и Халл, 1977: 228-229).