Существует много точек зрения на то, что такое анализ – это лечение, исцеление, процесс индивидуации или образ жизни. Анализ это не медицинская услуга. Некоторые обращаются к аналитику, когда хотят разделить с кем-то важную часть путешествия по своей жизни, период личностного развития, исследования и приобретения нового опыта. Другие сами собираются стать аналитиками. Они могут осознавать свои проблемы и эмоциональные травмы, они могут даже надеяться на исцеление, некоторые пребывают в анализе многие годы, потому что там с ними «говорят на их языке» и придают значение их опыту. Анализ даёт им особый вид непрерывного эмоционального процесса вовлечённости, который позволяет им понять, кто они есть, понять свою душу.
Некоторые приходят, потому что они ищут созидания души (более глубоким переживанием событий жизни). Другие хотят учиться, потому что сначала они приходят за психотерапией, а вместо этого встречаются с Самостью, душой, которая сообщает им об их призвании. Но у всего есть завершение, абсолютно у всего.
Винникотт сказал, пациенты начинают анализ для того, чтобы рано или поздно его завершить. Кем бы ни был наш анализанд, прежде всего мы должны попробовать понять его, найти смысл в том, кто он есть и кем пытается стать. Конечно же, мы также занимаемся и облегчением симптомов, но это значит, что мы также учим пациентов уважать и ценить эти симптомы, а не просто избавляться от них с помощью лекарств или того хуже, отрицать. А для тех, кто всё-таки хочет стать «раненым целителем», процесс анализа не кончается никогда и продолжается всю жизнь.
Когда завершается анализ? Кратко, исторические виньетки.
Фрейд (1916-17) считал, что основная задача анализа – достигнуть способности работать и любить. Это развилось в задачу возвращения бессознательного сознанию. В работе от 1937 года «Анализ конечный и бесконечный» он определяет задачи удавшегося анализа следующим образом:
- Избавиться от всех подавлений
- Заполнить все пробелы в памяти
- Укрепить эго
- Устранить перенос
Сам Фрейд сомневался, может ли анализ когда-либо завершиться, и рекомендовал возвращаться к анализу каждые 5 лет!
Юнгианский аналитик Эмили Аугер (1986), различает «анализ индивидуума», который клинически ориентирован и подразумевает лечение какого-либо нарушения, и «анализ бессознательного», который может продолжаться всю жизнь, и подразумевает отношения с несколькими аналитиками.
Гильда де Симон (1997) отмечала, что анализ, воспринимаемый как бесконечный, часто резко и неожиданно прерывается. Нельзя недооценивать силу бессознательного.
Кляйнианская школа. Основная идея - преодоление деструктивных воздействий зависти через искупление, любовь и благодарность. Анализ может завершиться в тот момент, когда и аналитик, и пациент верят в то, что смогут пережить потерю; когда параноидальные и депрессивные тревоги проработаны.
Кляйнианская позиция уделяет особое внимание оплакиванию потери. Кляйнианский аналитик Рон Бриттон (2005) считает, что после завершения анализа пациент должен приобрести способность восстанавливать внутреннюю стабильность после каких-либо расстройств, а также способность никогда не терять надежду.
А вот Юнг, не был сторонником редукционистской теории влечения и центральной роли эго. Он ставил во главе Самость и поиска смысла, главной целью он считал индивидуацию. Этот процесс включает в себя интеграцию тени и примирение противоположностей с помощью трансцендентной функции. Юнг отмечал, что внутренние изменения пациента, провоцирующие разрыв, всегда сопровождаются созданием более глубоких отношений.
Юнг (1944) предлагает причины завершения анализа:
пациент получил хороший совет
пациент сделал важное личное признание, исповедался
пациент осознал доселе неосознанное, но очень важное психическое содержание, в результате чего получил новый мощный импульс для жизни
пациент освободился от инфантильных психических установок
пациент выработал новый рациональный способ адаптации к внешнему миру и трудным обстоятельствам
исчезли болезненные симптомы у пациента в жизни произошло какое-либо счастливое событие: сдача экзамена, помолвка, свадьба, развод или смена профессии
пациент вернулся к вере или церкви, к которой ранее принадлежал, или обратился в другую веру
пациент начал создавать свою практичную философию жизни
Некоторые пункты вызывают вопросы, и возможно защитой самого Юнга от ситуаций, с которыми он попросту не хотел иметь дело. В его практике описаны подобные случаи.
Фордхам описал три основных ингредиентов успешного завершения:
— завершение осознано как процесс
— перенос разрешён
— пациент одновременно наладил отношения с внешним миром и сделал внутреннюю жизнь глубже и полнее
Одна из главных трудностей при принятии решения о завершении анализа – это понять: закономерно ли это решение или оно является защитной реакцией. Чаще всего, обсуждение завершающей стадии преждевременно и является выражением фрустрации или гнева пациента. Ведь, порой завершение анализа, последняя линия защиты для пациента.
Фордхем также проводит различие между завершением анализа (когда и аналитик, и пациент признают его необходимость, т.е завершение - это про обоюдное решение), и пятью основными обычными причинами окончания:
1. недостаток денег, т.е. пациент больше не способен платить
2. важная для карьеры пациента перемена работы без дальнейшей возможности ходить к этому аналитику
3. явный или латентный бредовый перенос
4. явный или латентный бредовый контрперенос
5. признание анализа безрезультатным
Причины могут быть и правдивыми, и являться защитными реакциями пациента, а может быть это и отыгрывание.
Конечно, мы не можем запретить пациенту уйти и необходимо уважать защитное поведение, это может быть единственным путём для него закончить анализ, и это не обязательно должно означать, что завершение ошибочно и анализ был безрезультатным.
Также, Фордхам представляет нам очень упрощённую схему завершения по обоюдному согласию:
— пациент приносит всё меньше и меньше нового материала для анализа
— интенсивность переноса постепенно уменьшается
— пациент постепенно начинает воспринимать аналитика как реального человека
— пациент начинает справляться с психическими содержаниями самостоятельно
— жизнь пациента за пределами анализа становиться богаче и удовлетворительнее
— он приобретает способность справляться, работать с трудностями и конфликтами
— и пациент, и аналитик одновременно думают о завершении, и один из них в итоге первым предлагает закончить
— с грустью, оба признают, что дальнейшая работа будет менее полезной, чем завершение.
Позитивный исход в том, что образ аналитика останется жить в анализанде и поможет ему дальше заниматься внутренним анализом. Аналитик же, в свою очередь, ассимилирует приобретённый опыт и использует его в работе с другими пациентами.
Другими словами, завершение - это не просто одностороннее решение анализанда или аналитика, а некое общее создание, возникшее из отношений аналитика и пациента.
Конечно, любая из сторон может принять решение о завершении анализа. Аналитик может решиться на это из-за обстоятельств несвязанных с пациентом, например, уход на пенсию, здоровье или семейные проблемы. Также аналитик может посчитать, что завершение будет полезным как для пациента, так и для него самого. В этом случае основная причина – чувство того, что дальнейший анализ не принесёт результатов.
Вот несколько пунктов:
— завершение ознаменует новый этап
— пациент жёстко противостоит изменениям
— дальнейшая работа повредит защите хрупкой личности
— дальнейшая работа будет полезной только с другим аналитиком
— необходимо прервать садомазохистские или деструктивные отношения
— здоровье аналитика в опасности
Каким должен быть процесс завершения?
Процесс завершения начинается тогда, когда аналитик заявляет, что анализ должен закончиться или когда пациент желает окончания и аналитик принимает его решение. Это акт перехода. В идеале пациент должен назначать день окончания. Завершение длиться определенное время, в каждом случае, есть свое время, кому-то нужно 5-7 недель, а кому-то и пол года-год.
Я придерживаюсь того, что дата завершения не нужно менять без особых на то причин. Некоторые анализанды могут в будущем пойти на базовый курс по аналитической психологии или в международной тренинг, а дальше стать коллегами. Важно помнить, перенос никогда до конца не разрешается и к примеру, дружба может обесценить опыт, приобретённый при расставании.