В отличие от отношений в анализе, отношения в супервизии представляют собой отношения между двумя взрослыми коллегами, в которых отсутствует регрессия и не исследуются переносы. Супервизия выглядит как консультация супервизанта с супервизором, и проводится она с целью обучения и поддержки супервизанта, контроля и коррекции психоаналитического/психологического процесса. Главная цель супервизии заключается в том, чтобы дать супервизанту видение процесса, который складываются у него с пациентом/клиентом. Это необходимый компонент развития профессионализма специалистов и их способности к эффективной психологической помощи. И да, нам иногда болезненно сталкиваться со своими ошибками, но не забывайте, как бы оно не было, нет безвыходных ситуаций, есть проективная идентификация, и сильный контрперенос.
Супервизор создает такие условия, чтобы супервизанты могли задавать вопросы, вести себя активно и иметь возможность не соглашаться, а также выражать непонимание и говорить о своих «ошибках».
Супервизия - это обособленное пространство, предоставляемое двум и более людям, в котором они могут размышлять над бессознательными процессами, протекающими в данном (супервизионном) случае. Супервизор, с моей точки зрения, моделирует способы вслушивания и обдумывания, получая информацию посредством аналитической установки, вопросов и безоценочных размышлений, предполагающих способность находиться в состоянии отсутствия знания, навязывания преждевременных шаблонов и ожидания того, что бессознательные содержания примут определенную форму. Ожидание основано на вере в то, что наши слова и поступки имеют смысл, который прояснится с течением времени. Такое моделирование является важным элементом аналитической и психологической подготовки. Оно позволяет супервизируемому с помощью идентификации с супервизором развивать собственную способность чтения между строк или слушания «третьим ухом»
Мне представляется важным, чтобы супервизант рассмотрел различные источники своих реакций на пациента/клиента и дифференцировал их максимально точно. Задача облегчить состояние психолога/психоаналитика, поддержать его, чутко и тактично направить в процесс между ним и его пациентом/клиентом. Я предлагаю рассматривать клиентский кейс многогранно, затрагивая не только клиническую картину психики, особенности структуры личности и характера, а также, символический материал бессознательного. Юнг писал, что терапевт воздействует, в основном, не методом и не техникой: «Ars totum requirit hominem» – «наше искусство требует безусловной отдачи всей личности».
Общение с коллегами в одном поле, ориентированное на решение конкретных клинических вопросов - бесценно. Супервизия так же является профилактикой профессионального выгорания, она позволяет увидеть свою работу со стороны, выявить собственные «слепые пятна», осознать причины возникающих трудностей, обменяться опытом и получить поддержку.